Энергосервис в России развивается

Тема энергоэффективных технологий сегодня проходит красной нитью буквально на всех мероприятиях, так или иначе имеющих отношение к энергетике. Не стал исключением и третий Международный форум по инновациям в энергетике «NewGen – энергия будущего».

 По мнению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Центр энергоэффективности Интер РАО ЕЭС» Тамары Меребашвили, это свидетельствует о том, что, как бы ни критиковали законодательную базу, курс выбран правильно. Более того, чем больше критики, тем лучше. Тамара Александровна рассказала, что уже сделано для совершенствования системы внедрения энергоэффективных технологий, энергоаудита и энергосервиса.

– С момента принятия ФЗ «Об энергоэффективности»  прошло пять лет. Многие критикуют закон за то, что он не работает и оторван от жизни. Кроме того, часто звучит мнение о том, что у потребителей нет стимулов заниматься энерго­сбережением. Что вы думаете по этому поводу? 

– Наверное, если бы закон не работал и не имел никакого эффекта, мы бы с вами сейчас здесь не сидели и не обсуждали это. Документ от жизни не оторван, и поэтому энергоэффективность и энергосбережение остаются в центре внимания властей, общества, журналистов, активно обсуждаются на всех крупных площадках, связанных с энергетикой. Он дал толчок и привлек всеобщее внимание к данной теме.

Что же касается конкретных стимулов для бизнеса, промышленности, потребителей, то, думаю, надо быть реалистами. Невозможно в один момент, словно по мгновению волшебной палочки, создать идеальную систему. Прежде чем стать отлаженной и жизнеспособной, любая система должна пройти некую верификацию временем, взаимодействием между различными субъектами. Конечно, недоработок и слабых мест по‑прежнему много. Но «острые углы» постепенно сглаживаются, в ФЗ на основе полученного конкретного опыта тех или иных компаний, предприятий вносятся коррективы и улучшения, ужесточаются требования, касающиеся энергоэффективности. Система живет и получает отклик от потребителей и бизнеса в части ряда проблемных моментов.

– Не могли бы вы привести конкретные примеры таких доработок, которые уже сделаны властями в части энергосбережения? 

– Например, сегодня на круглом столе обсуждалась проблема энергоаудита, которая приобретает все большую остроту. Уже не первый год говорят о том, что количество аудиторских компаний растет в геометрической прогрессии, но зачастую качество их работы оставляет желать лучшего. Нередко аудит вообще делается «для галочки», а энергетические паспорта, составленные такими недобросовестными аудиторами, иначе как «филькиной грамотой» не назовешь. Разумеется, это на корню губит всю дальнейшую работу по энергосбережению или, как минимум, снижает ее эффективность.

Однако диалог между потребителями и властью принес свои плоды: проблема была услышана, и в федеральный закон внесены соответствующие изменения. Изменились условия, ужесточились требования к работе аудиторских организаций, утверждены требования к уровню их квалификации и знаний. Кроме того, была детально прописана ответственность СРО за качество предоставляемых аудиторских услуг. О чем это говорит? О том, что данная система совершенствуется и все больше соответствует тем требованиям, которые предъявляет к ней общество. И так будет происходить в дальнейшем. То, что закон часто подвергается критике, это совсем неплохо. Напротив, критиковать его нужно, ведь только так можно что‑то изменить в лучшую сторону. Жизнь не стоит на месте, постоянно что‑то меняется: технологии, стандарты, подходы. И закон должен соответствовать этим реалиям. Поэтому процесс этот перманентный.

– А что вы скажете об энергосервисных контрактах? Есть ли какие‑либо изменения в этой сфере? Приходилось слышать, что до сих пор в России эта система не работает надлежащим образом, а энергосервисные компании выступают в качестве консалтинговых фирм либо опираются на административный ресурс. Как вы считаете, работает ли в России практика энергосервиса и принесла ли она уже плоды с точки зрения энергоэффективности? 

– На сегодняшний день в нашей стране уже имеются примеры заключения энергосервисных контрактов, притом именно в классическом понимании, когда возврат инвестиций производится за счет конкретной экономии. Да, пока таких контрактов заключено немного. И уже первые шаги обнажили все законодательные пробелы в данной сфере. Одна из главных проблем – отсутствие реальных рычагов и систем, которые гарантируют возврат вложенных инвестиций, грамотный расчет экономии, регламентируют взаимодействие между заказчиком, подрядчиком, эксплуатирующей организацией. Остро стоит вопрос просчета всевозможных технологических и экономических рисков.

И все же сегодня уже есть определенный процент успешно реализованных энергосервисных контрактов. Хотя процент этот пока, к сожалению, невысок. Представители энергосервисных компаний, вкладывающих свои средства в реализацию проектов по повышению энергоэффективности, сетуют на то, что инвестиции возвращаются очень долго и нестабильно. Да и вообще нередко приходится работать на свой страх и риск, без каких‑либо гарантий возврата средств.

Все эти проблемы уже давно вызывают определенный резонанс, и, наконец, сделаны важные законодательные шаги в данном направлении. В текущем году приняты новые правила, регулирующие механизмы предоставления энергосервисных услуг, которые должны вступить в силу уже этим летом. В соответствии с ними может заключаться как перформанс-контракт, так и контракт на расчетной экономии. Ведь с установкой того или иного энергоэффективного оборудования у заказчика меняется энергопрофиль, структура потребления. И просчитать реальные показатели по экономии зачастую очень трудно, особенно когда речь идет о мероприятии с длительным сроком окупаемости (более пяти лет). В этом случае вообще сложно говорить о какой‑либо стабильности, ведь не стоит забывать о влиянии внешних факторов, которые вносят свои коррективы в выработку и энергопрофиль объекта: изменении тарифов, общеэкономических показателях и т. д. И для подрядчика (энергосервисной компании) гарантией возврата средств может стать полноценный контроль за работой оборудования, управление им, что, однако, не всегда возможно. Но утверждать, что энергосервис в России показал свою несостоятельность, было бы неверно. Как и энергоаудит, эта система работает, развивается, совершенствуется.

Источник:  «Энергетика и промышленность России»